находился у дер. Смотраковской (Шенкурский р-н Архангельской обл.), при впадении р. Пинежки в р. Вагу.
XV - сер. XVIII в.Мон-рь был основан в кон. 40-х гг. XV в. новгородским посадником Василием Степановичем (см. Варлаам Важский, прп.), владевшим землями в Заволочье по р. Ваге. Согласно житию прп. Варлаама Важского, однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, В. В. обнаружил два подходящих участка - один на самом берегу р. Ваги, другой дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, т. к. река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он 3 раза бросал жребий, к-рый неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет.
Василий Степанович стал ктитором В. м., назначил первого игум. Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту (сохр. в копии сер. XVI в., опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Стб. 649), к-рой пожаловал обители 3 села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в мон-ре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между мон-рем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети), с др. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»). В грамоте упоминается единственный существовавший к тому времени в В. м. деревянный храм - во имя ап. Иоанна Богослова; ок. 50-70-х гг. XV в. в обители был поставлен деревянный храм в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1456 г. Василий Степанович принял в В. м. постриг с именем Варлаам, в 1462 г. был погребен рядом с алтарной стеной ц. ап. Иоанна Богослова. По завещанию прп. Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.
Первая монастырская ц. ап. Иоанна Богослова к нач. XVI в. обветшала, и в кон. 20-х - нач. 30-х гг., при игум. Феодосии, построили новый деревянный храм с таким же посвящением дальше от реки (старую церковь разобрали до 1589). В 1552 г. во время половодья вода смыла часть кладбища у старой Иоанновской ц., в результате чего братия обрела нетленные мощи основателя мон-ря прп. Варлаама и игум. Феодосия. Мощи были вновь захоронены у алтарной стены новой Иоанновской ц. Над новой могилой прп. Варлаама установили гробницу, от мощей начали происходить чудотворения.
В 1619 г. В. м. был разорен литов. отрядами и «русскими ворами» (см. Смутное время): они заняли обитель, убили мн. насельников, разграбили имущество, церк. утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 г. сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февр. 1627 г. Новгородский митр. Киприан выдал грамоту на строительство новой ц. во имя ап. Иоанна, к-рая была освящена в 1631 г. Благословляя церковное почитание прп. Варлаама, митр. Киприан в 1631 г. дал игум. Евфимию грамоту на устройство при Иоанновской ц. престола во имя преподобного (освящен в 1635). Ц. во имя ап. Иоанна имела «во внутренности на одной линии два алтаря, на поверхности два верха шатровых или пирамидальных, по сторонам корпуса бочки (полукуполы), с трех сторон паперти шли предхрамия, к ним вели три крыльца высокие, из которых в церковь три двери» (Мясников. С. 279). В 30-х гг. XVII в. на месте сгоревшего Трехсвятительского храма был выстроен новый, с таким же посвящением, к-рый вновь сгорел, но вскоре был восстановлен с приделом в честь Св. Духа, затем опять сгорел. 12 сент. 1671 г. Новгородский митр. Питирим выдал грамоту на строительство нового храма, в к-ром основной престол был освящен во имя Св. Духа, а престол во имя Трех святителей устроен в приделе (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. № 32).
До кон. XV в. В. м. оставался единственным крупным мон-рем в Важском крае, к 1764 г. стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нем жило 15-30 монахов, неск. слуг и трудников (в сер. XVII в. ок. 20 чел.). Комплекс земельных владений В. м. сформировался во 2-й пол. XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) (ГВНиП. № 280-282. С. 281-283); в XVI - 1-й пол. XVIII в. недвижимые владения В. м. почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству вел. кн. Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 янв. 1482 г. (СПбФИРИ РАН. Колл. 115. Оп. 1. № 584; XIX в.) закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам - потомкам прп. Варлаама. По грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1543 г. мон-рю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В кон. XV - 1-й трети XVII в. мон-рь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских вел. князей и царей.
Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского у. по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов В. м. имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинежское. Весной старцы или вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Сев. Двины. Братия также выращивала на продажу лошадей и быков. Благодаря своему географическому положению В. м. посредничал в торговле: в Верховажье, на р. Кокшеньге (Кокшенге) и в Устьянской волости мон-рь покупал хлеб, к-рый продавал в Архангельске и Холмогорах, а также Антониево-Сийскому мон-рю; в обратном направлении везли соль. Вклады и подаяния (кружечные сборы и т. п.) давали В. м. от 7 до 20% годового дохода. За вклад определенной суммы денег (в XVII в. минимальная - 5 р.) или ее натурального эквивалента мон-рь обязывался принять вкладчика в число братии и содержать его в старости. Богатые вкладчики участвовали в хозяйственной деятельности мон-ря, получая прибыль. Часть денежных средств и зерна В. м. отдавал крестьянам в долг и в кабалу; во 2-й пол. XVII в. поступления денег и зерна по кабальным и долговым записям иногда доходили до 50% годового дохода мон-ря.
К В. м. были приписаны пустыни: Троицкая Кодемская, основанная в 1590 г. старцем В. м. Иоасафом, в 1733-1764 гг.- Квалгозерская (близ оз. Юмзе в Шенкурском у.), основанная Новгородским митр. Никоном (впосл. Патриарх Московский и всея Руси).
1764-2003В 1764 г. В. м. был закрыт, храм обращен в приходской, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Троицкий жен. мон-рь. В 1782 г. на месте обветшавшей Свято-Духовской ц. поставили деревянный храм с таким же посвящением. Это было прямоугольное в плане здание на высоком подклете с 4-скатной кровлей, центральная часть с алтарем была построена как восьмерик на четверике, верх представлял собой редко встречающееся восьмигранное кубоватое покрытие в 3 яруса, над к-рым возвышался небольшой глухой барабан с луковичной главой. В 1802 г. по грамоте Архангельского и Холмогорского еп. Евлампия (Введенского) на новом месте к юго-востоку от Свято-Духовской ц. заложили каменный храм с главным престолом во имя ап. Иоанна и приделами во имя прп. Варлаама Важского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1809). Над папертью церкви построили каменную колокольню. В 1821 г. деревянная ц. ап. Иоанна была разобрана, в том же году над местом захоронения прп. Варлаама Важского или неподалеку поставили деревянную часовню (возобновлена в 1894); в XIX - нач. XX в. в часовне стояла медная посеребренная рака под балдахином. В день памяти прп. Варлаама ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска в приход ап. Иоанна Богослова к часовне.
Постановлением Архангельского губернского исполкома от 20 июня 1929 г. ц. ап. Иоанна была закрыта, как «грозящая обвалиться», колокола подлежали сдаче в Гос. фонд колоколов. 25 июня власти сделали попытку снять колокола, но им воспрепятствовали прихожане, собравшиеся к церкви по набату. Прихожанами руководили Л. С. Долгобородов (зам. церковного старосты, потомок прп. Варлаама Важского) и Г. П. Мелкий (зам. председателя совета общины верующих), прихожан поддержал свящ. Артемий Власов, служивший в соседней церкви и окормлявший приход ап. Иоанна Богослова. Для подавления сопротивления была вызвана милиция, 26 июня колокола с храма были сняты. Решением особого совещания коллегии ОГПУ от 3 сент. 1929 г. Долгобородов был осужден на 3 года заключения в СЛОН, Мелкий - на 3 года ссылки в Сибирь, свящ. Артемий - на 1 год ИТЛ (Архив УКГБ Архангельской обл. Следств. дело № П-7886). В 1929 г. в часовне прп. Варлаама было устроено зернохранилище колхоза им. Кирова, в здании Свято-Духовской ц.- школа. В 1949-1950 гг. разобрали каменный Иоанновский храм, в 1998-1999 гг. рухнула Свято-Духовская ц. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама.